Фармацевтический вестник, «Маркетологи призвали участников фармрынка объединиться»
23.01.2008
На заключительной в 2007 г. встрече члены РАФМ решили проанализировать ключевые события уходящего года и обсудить возможные перспективы развития российского здравоохранения и фармацевтической отрасли. В ходе дискуссии участники «круглого стола» пришли к выводу, что фармрынку для качественного развития требуется наличие определенной стратегии развития государства и здравоохранения в целом, а также консолидация разобщенного фармсообщества.
Дискуссию «Разбор полетов и прогноз погоды» открыл председатель Редакционного совета газеты «Фармацевтический вестник» Юрий Крестинский. Говоря о перспективах развития здравоохранения, он, в частности, отметил, что в последнее время участники фармрынка все более отчетливо осознают, что все, происходящее в фармотрасли, взаимосвязано с процессами в сфере регулирования системы здравоохранения. Последние годы фармрынок России рос достаточно высокими темпами. Очевидно, что в 2005—2006 гг. основными двигателями этого роста были действия государства, в частности программа ДЛО. «Моя личная точка зрения сводится к тому, что рост этот носил исключительно количественный характер и, к огромному сожалению, не привел к качественному становлению фармрынка, — посетовал Юрий Крестинский. — Рост рынка за счет увеличения финансирования со стороны государства привел к увеличению зависимости от того же самого государства и, как показали события конца 2006 г. — начала 2007 г., явился причиной определенной нестабильности отрасли, которую, в основном, с трудом удалось преодолеть к концу 2007 г.»
Точка зрения г-на Крестинского вызвала возражения у зам. руководителя Росздравнадзора Андрея Младенцева. По его мнению, нельзя говорить о том, что рынок не претерпел качественных изменений до тех пор, пока представители отрасли не договорились, каким заданным параметрам соответствует качественный или некачественный фармрынок. Большой проблемой является также отсутствие договоренности между рынком и обществом о том, что же их объединяет, к какой цели они стремятся. «Я призываю завершить этот год, подумав, каким образом мы могли бы сотрудничать, причем не в теории, а на практике, — и компании друг с другом, и компании с органами государственной власти — с целью качественного развития рынка», — сказал г-н Младенцев.
Призыв зам. руководителя Росздравнадзора скептически оценил генеральный директор компании «КОМКОН-Фарма» Олег Фельдман, обратившийся к участникам «круглого стола» с вопросом, возможно ли вообще сотрудничество бизнеса и государства. По словам г-на Фельдмана, в бизнесе по-прежнему сохраняется непонимание того, что же все-таки хочет государство. Подводя итоги года, Олег Фельдман подчеркнул, что одним из ключевых вопросов отрасли было финансирование — инвестиции, слияния и поглощения, выплата долгов и т.д. «Сейчас уже совершенно ясно, что отрасль затратная. И для того, чтобы она функционировала, должны быть соответствующим образом организованы финансовые потоки. Необходима абсолютнейшая прозрачность в том, что государство дает, в какой последовательности, за что именно и на каких условиях, и как бизнес это принимает и отчитывается», — констатировал Олег Фельдман.
Затронули участники заседания и проблему реализации концепции здравоохранения, тем более что в тот же день, 13 декабря, в «Президент-отеле» состоялись дискуссии на тему концепции развития здравоохранения России на 10 лет. Юрий Крестинский, оценивая стратегии, с которыми ему удалось ознакомиться, отметил: «По всей вероятности, процессы их подготовки были настолько независимы друг от друга и до такой степени в отрыве от реальности, что изначально можно утверждать — работать они не будут». При этом очевидно, что отсутствие концепции развития здравоохранения тормозит разработку соответствующей концепции для фармотрасли. «Вроде бы на сегодняшний день задача создания концепции здравоохранения существует, несколько министерств и ведомств совместно и порознь этой работой занимаются… Но, если эта работа будет построена таким образом, как сейчас, даже если эта концепция будет создана, реализована она не будет. Равно как и концепция, принятая в 1997 г. Какие-то положения ее внедрены, но в общем и целом, к огромному сожалению, это не работает», — сделал вывод Юрий Крестинский. Что касается фармотрасли, здесь успехи гораздо большие в силу того, что фармрынок РФ в основном регулируется потребителем. Однако если в финансовом выражении рынок за последние 3,5 года вырос в два раза, то объем рынка в упаковках не изменился, т.е. произошла, по сути, инфляция. И никаких факторов, способствующих дальнейшему росту рынка, за исключением инфляционных, на сегодняшний день не обнаруживается. Единственной возможностью неинфляционного роста фармрынка, по мнению г-на Крестинского, остается серьезная реформа здравоохранения. В частности, речь идет о возможности включения такого механизма, как добровольное медицинское страхование. «Необходимо, чтобы работник в обязательном порядке получал от работодателя страховку, покрывающую хотя бы частично его расходы на ЛС. В случае реализации этого инструмента мы можем получить серьезный и значительный импульс к дальнейшему развитию фармотрасли», — заключил Юрий Крестинский.
С ним согласился генеральный директор компании «СИА Интернейшнл» Игорь Рудинский. Он отметил, что при запуске ДЛО предполагалось создать некую систему, как минимум систему учета предоставляемых услуг. Внедрение и ОМС, и ДМС без этого невозможно. Однако она так и не была сформирована, и все кризисы ДЛО связаны именно с этим. «Надежда на то, что система все же будет создана, еще существует, но кто будет этим заниматься, государство или компании, заинтересованные в развитии в первую очередь ДМС, прогнозировать не берусь», — заявил г-н Рудинский.
Он также отметил, что развитие фармрынка в параметрах его объема напрямую связано с покупательной способностью населения и государственными инвестициями. Следующие возможности развития рынка и в плане объема, и в плане его структуризации — это внедрение реальных систем лекарственного обеспечения, а не только систем производства, доставки и выписки ЛС. «Сегодня эти процессы никак не объединены между собой, они существуют стихийно, следуют за спросом», — заключил г-н Рудинский. При этом, по его мнению, в 2008 г. рынок развиваться, скорее всего, не будет. «Такое впечатление, что весь фармрынок занят наблюдением за тем, как происходит ДЛО. Провозвестников серьезного развития рынка нет», — сообщил генеральный директор «СИА Интернейшнл».
Андрей Младенцев, говоря о возможных сценариях развития рынка, отметил также, что вопрос не столько в стратегии здравоохранения или лекарственного обеспечения, сколько в стратегии развития государства. И работа по ее созданию ведется. Что касается числа разработчиков концепции развития здравоохранения, если проект должны реализовывать несколько участников, то и создаваться он должен с участием потенциальных реализаторов. «У меня создается впечатление, что все ждут, когда сверху им будет спущена «генеральная линия партии». Если таковы ожидания, то так оно и будет. И разочарование отрасли может наступить, если эта линия будет противоречить тому, о чем отрасль думает, или она будет озвучена слишком поздно. Так что хотелось бы все-таки знать, чего отрасль хочет. Может быть, каждый внесет свой кирпичик — рынок, глядишь, и изменится», — выразил надежду г-н Младенцев. Что же касается количественных изменений рынка, то, по его мнению, понимание рынка только тогда будет достаточно глубоким, чтобы анализировать тенденции его развития, когда речь пойдет не об объемах продаж или средней стоимости упаковки, а о стоимости лечения. А это, в свою очередь, возможно только при структурном изменении системы здравоохранения, в частности при переходе на финансирование по страховому принципу, заметил Андрей Младенцев.
Олег Фельдман присоединился к мнению участников дискуссии, оценив, что за вычетом инфляции ежегодный рост рынка составляет около 7—9%. Однако, подчеркнул он, если на всех участках появится осмысленность действий, многие компании перестанут делать лишнее, что само по себе приведет к улучшению качественной составляющей рынка.
Говоря о тенденциях развития фармотрасли, Игорь Рудинский в первую очередь отметил, что, с его точки зрения, тенденций как таковых гораздо меньше, чем фармобщественности хочется видеть. К примеру, по его мнению, нет тенденции развития аптечных сетей, есть тенденция появления большого количества брендированных аптек. Кроме того, инвестиционные процессы, происходящие в отрасли, также не являются тенденцией, по крайней мере на 2007—2008 гг. Сказать, что на рынке существует острая заинтересованность в инвестициях, по мнению г-на Рудинского, к сожалению, нельзя. Большая часть инвесторов в здравоохранение, в фармотрасль в частности, подходит к этому процессу не планомерно, не стратегически, а просто пытается получить какой-то опыт, инвестируя в отдельные небольшие проекты. Хотя в целом даже такие попытки свидетельствуют о том, что в отрасли все не так плохо. Инвесторы чувствуют, что какие-то риски существуют, но они не настолько велики, чтобы отвратить от желания вложить деньги в какие-то проекты. «На фармрынке, тем более на рынке здравоохранения, нет «коротких» проектов, которые бы дали быструю окупаемость. Это тоже свидетельствует о том, что ситуация на рынке скорее положительная. Потому что если появляется желание инвестировать в «длинные» проекты, значит, есть стабильность и надежность. Хотя за 10 лет инвестирования на фармрынке к серьезным проектам никто пока так и не подошел. Так что тенденцией это станет, когда будет виден положительный результат инвестиций. А это произойдет не раньше чем через 3—4 года. Возможно, в этот период инвестиции будут нарастать», — отметил г-н Рудинский.
Олег Фельдман в свою очередь также отметил, что число потенциальных инвесторов за последнее время возросло. Но, по его мнению, связано это не столько с особой привлекательностью российского фармрынка, сколько с относительной непривлекательностью и высокой конкуренцией на других рынках, где темпы роста не столь высоки.
Кроме того, участники заседания обсудили перспективы фармсообщества, связанные с принятием 1 декабря с.г. Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». В этом вопросе собравшиеся были совершенно единодушны. С одной стороны, по их мнению, этот документ появился с большим опозданием. С другой — одной из основных характеристик российского фармрынка на сегодняшний момент стала дезинтеграция сообщества. Как отметил генеральный директор компании «Инвар» Ральф Вайнтруб, общество стало менее консолидированным, более разобщенным. И эти процессы мешают отрасли развиваться. Юрий Крестинский согласился с г-ном Вайнтрубом, отметив, что дезинтеграция во многом предопределена усталостью рынка ввиду неясных перспектив. Причем, по его мнению, саморегулируемые организации действительно способны побороть эту тенденцию и явиться стимулом интеграции участников фармрынка.
В ходе дискуссии у участников заседания возник ряд вопросов к основным выступавшим. В частности, генеральный директор представительства Egis Ласло Почайи, обращаясь главным образом к Андрею Младенцеву как представителю регуляторных структур РФ, отметил, что с точки зрения качественных изменений рынка крайне важным является процесс ценообразования. Г-н Почайи с сожалением констатировал, что принципы установления цен на препараты, входящие в Перечень ЖНВЛС, по его мнению, являются барьером для развития рынка. Андрей Младенцев в ответ на обращение г-на Почайи сообщил, что Росздравнадзор работает над решением проблемы существования перечней ЖНВЛС и ДЛО, отчасти выполняющих сходные миссии.
Еще одной проблемой, затронутой участниками заседания, стало качество медуслуг. Так, директор по маркетингу Egis Сергей Давыдов отметил, что, в первую очередь, надо говорить о том, что и финансовую, и юридическую ответственность за качество лечения должен нести врач. Если это так, то у врача должна быть определенная защищенность, значит, должны быть разработаны определенные нормативы. «И без соответствующих нормативов, регламентирующих работу врача, не будет толчка для развития фармрынка», — подчеркнул Сергей Давыдов. Участники «круглого стола» поддержали его позицию. Дополняя реплику г-на Давыдова, Олег Фельдман отметил также, что проблемы реализации программы ДЛО спровоцировали крайне негативные взаимоотношения государства и врачей, поскольку к медикам применялись жесточайшие меры.
Подвел итоги заседания Юрий Крестинский. Он отметил, что 2008 г., год выборов Президента РФ, почти наверняка принесет изменения в структурах исполнительной власти, и пожелал от лица РАФМ всем участникам фармотрасли как можно меньше разочарований.