Газета (Москва), «Докторов оставят без ручек и чашек»
18.07.2008
Американские фармацевты обязуются с 1 января 2009 года не дарить врачам ручки и чашки, снабженные логотипом своей компании. Фармацевт также не сможет угостить врача в ресторане. Кодекс взаимоотношений с врачами недавно пересмотрела крупнейшая в мире Ассоциация исследователей и производителей фармпродукции США (Pharmaceutical Research and Manufacturers of America, PhRMA), куда входят 48 фармацевтических корпораций. Многие члены ассоциации заявили о намерении следовать новому кодексу, в том числе Eli Lilly, Johnson & Johnson, AstraZeneca, Pfizer, GlaxoSmithKline, Bristol-Myers Squibb, Amgen, Eisai.
Между тем эксперты в области здравоохранения и фармрынка полагают, что кодекс не защитит от неэтичного продвижения фармацевтами своего продукта. «На всякое устрожение компании найдут другие механизмы воздействия на врачей, этому способствует рост конкуренции», - отмечает гендиректор аналитической компании RMBC Мария Денисова. Как считает директор группы по исследованиям в здравоохранении Pablic Citizen Сидней Вольф, кодекс будет иметь незначительное влияние, являясь косметической мерой в сфере взаимоотношений фармацевта и врача. «Он символически будто бы удаляет некоторые маленькие проблемы, но оставляет на повестке дня очень большие, такие как покупка обедов для всего офиса врача», - отметил Сидней Вольф. Он также поднял вопросы о том, как представители отрасли будут узнавать о нарушениях кодекса и какие санкции последуют. Однако на эти вопросы в кодексе ответов нет.
Многие фармпроизводители сейчас не стесняются активно рекламировать рецептурные препараты покупателям, что запрещено, но прибыльно, а медпредставители идут путем подкупа врачей. В частности, Ассоциация британской фармпромышленности (Association of the British Pharmaceutical Industry, ABPI) в декабре прошлого года приостановила членство компании Roche Pharma на шесть месяцев в связи с тем, что маркетинг препарата «Ксеникал» дискредитировал фармотрасль. Roche Pharma продавала большие партии рецептурного препарата частным клиникам, а владельцу одной из клиник передала часть из обещанных 55 тысяч фунтов стерлингов (около $110 тысяч) на приобретение еще одной больницы. За 10 лет это был третий случай приостановления членства в ABPI.
В настоящее время до 10% прибыли фармкомпании вкладывают в продвижение лекарств, а на работу с опинион-лидерами (руководителями меднаправлений в здравоохранении) обычно расходуется до трети бюджета, предназначенного для выведения препарата на рынок. «Еще не известно, кто драйвер процесса - американцы или европейцы, которые ужесточили свои кодексы в мае на конференции в Париже, - сказал корреспонденту «Газеты» исполнительный директор Ассоциации иностранных фармпроизводителей (Assotiation of Internftional Pharmaceutical Manufacturers, AIPM) в РФ Владимир Шипков. -
Мы уже внесли эти поправки в кодекс AIPM, а участники российского рынка - в свои корпоративные кодексы, это сообщающиеся сосуды, общий тренд». Аналитики не склонны преувеличивать эффект от изменения кодексов. «Я полагаю, что это превентивная мера и пиар-ход на упреждение ситуации, - сказал корреспонденту «Газеты» генеральный директор DSM Group Александр Кузин. - Если они не сделают этого сами, государство и общество заставит их это сделать, и результат для бизнеса может быть более чувствителен. А если компании добровольно и одновременно примут новые правила игры, прибыль не уменьшится».