Труд-7, «Телевизор вместо докторов»
31.07.2008
Жители страны стали тратить больше денег на лекарства. За полгода объемы продаж медикаментов увеличились на 20%. Главная причина - аптеки и производители навязывают потребителю дорогие препараты.
Не жалеем денег
По данным консалтинговой компании DSM Group, за прошедшие полгода объем продаж медикаментов в России увеличился на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всевозможных пилюль, микстур и препаратов мы купили за шесть месяцев на 49 млрд. рублей.
Эксперты фармацевтического рынка называют несколько причин такого роста. Первая - инфляция.
- Только за полгода рост цен на медикаменты составил 5%, тогда как за весь прошлый год лекарства подорожали на 4%, а в позапрошлом году - лишь на 2%, - рассказал «Труду-7» генеральный директор компании DSM Group Александр Кузин. - Это существенное подорожание. По итогам, мы полагаем, оно составит около 10%.
Еще одна причина - рост доходов населения. Наши соотечественники стали зарабатывать больше и поэтому стали чаще тратиться на дорогостоящие лекарства.
- У нас по-прежнему силен миф о том, что чем дороже товар, тем он лучше, иначе говоря, что хорошее лекарство не может стоить дешево. И как только у людей появляются дополнительные возможности, они меняют дешевые препараты на более дорогие, - соглашается руководитель общественной организации «Фармконтроль» Вадим Винокуров.
К тому же дорогие препараты активно продвигают сами аптекари и производители.
- Наценка напрямую зависит от цены лекарства, она составляет определенный процент от стоимости. Поэтому чем дороже лекарство, тем, разумеется, больше зарабатывает аптека, - поясняет Вадим Винокуров.
Пьем таблетки впрок
С другой стороны, как утверждают в DSM Group, за последние полгода рынок вырос не только в денежном выражении, но и в количественном, то есть увеличилось потребление таблеток. Население съело уже 2 млрд. упаковок лекарств, говорится в отчете компании. Это на 14% больше, чем за полгода 2007-го.
- Это вовсе не означает, что россияне стали больше лечиться и заботиться о своем здоровье, - утверждает Вадим Винокуров. - Вы же не станете пить больше аспирина, чтобы стать здоровее. Лекарства пьют, когда болеют. Этот рост обеспечили профилактические средства (к примеру, витамины) и не имеющие отношения к медицине средства, продающиеся в аптеках - та же косметика. Кроме того, продажи растут за счет биодобавок, их употребление становится модным. И эксперты видят в этом серьезную проблему: россияне и так в последнее время предпочитают сами себе назначать лекарства. Тут сказались 1990-е годы, когда медицина перестала быть доступной и люди стали обращаться к врачам лишь в крайнем случае.
- Европейцы покупают лекарства под руководством врача, он несет ответственность за лечение. Мы же увидели по телевизору, что от тяжести в животе помогает «Мезим Форте», и бежим его покупать. А может, у человека больной желудок, ему надо обследоваться, - говорит Винокуров.
По словам эксперта, рекламу лекарств вообще стоило бы запретить. В цивилизованных странах так и делают, потому что реклама лекарств побуждает население к самолечению, а это вредит здоровью.
- Европейцы здоровее нас не потому, что тратят на лекарства больше, а потому, что лечатся у врачей, - уверен Винокуров.
Рейтинг лекарств
За последние годы сформировались и предпочтения россиян в отношении того, какие таблетки пить. А точнее, на какие таблетки мы готовы тратить больше всего денег. По данным DSM Group, по объемам продаж в рублях на первой позиции стоит лекарство от гриппа и ОРВИ «Арбидол». На второй строчке - препарат для улучшения мозгового кровообращения «Актовегин». «Линекс» от дисбактериоза - на третьем месте, на четвертом - «Эссенциале», препарат для лечения печени. В десятке лидеров оказалась и «Виагра». Эти препараты уже несколько лет занимают первые позиции рейтинга, меняясь местами в зависимости от интенсивности рекламной кампании производителей.
- «Виагра» вот переместилась с третьей строчки на пятую: подкашивают конкуренты - аналогичные препараты этой же группы, - поясняет Кузин. - А «Арбидол» свое лидерство никому не уступает и вряд ли уступит. Это название уже становится нарицательным - как «Памперс».