Finansmag.ru, «Фармрынок может впасть в ступор»
22.10.2008
Производство лекарств остается одним из немногих островков стабильности. Но и здесь возможны проблемы из-за «слабых» звеньев в цепочке поставок к потребителю – аптечных сетей и дистрибьюторов.
«Мы видим острую реакцию на кризис у тех компаний, которые финансировали свои инвестиционные проекты и оборотный капитал за счет заемных средств», – говорит Иван Глушков, заместитель гендиректора «Нижфарма». Дистрибьюторы просят производителей увеличить отсрочку платежей до 90-120 дней. И товаропроизводящим компаниям придется пойти на такой шаг: пока это единственный выход из сложившейся ситуации. «Многое зависит от того, сколько денег придет в систему от государства – в декабре будет тендер по госзакупкам, – размышляет аналитик «Ренессанс Капитала» Виктор Дима. – По возможности государство переключится на препараты российских производителей». По данным департамент фармрынка Минздрава, бюджет ДЛО в следующем году составит 70 млрд рублей, увеличившись на 14%.
В уязвимом положении находятся аптечные сети: доступа к госзаказу нет, и они напрямую зависят от платежеспособного спроса населения и доступности заемных денег. Трудности с финансированием испытывают все аптекари, многие еле-еле справляются с обслуживанием долгов. Приходится повышать эффективность, избавляясь от низкорентабельных торговых точек. Так, «36,6» с начала года закрыла 52 магазина, снизив общую торговую площадь на 0,5%. Свой рост замедлила вторая по величине сеть «Ригла». «Компании не открывают новых аптек, – рассказывает Давид Мелик-Гуссейнов из «Фармэксперта». - Только дружеское взаимодействие с производителями может решить проблемы. Потому что они диктуют ассортиментную и ценовую политику».
Аналитик «Атона» Ксения Аношина добавляет: «Дистрибьюторам и аптечным сетям придется просить скидки и дисконты на часть продукции, пересматривать условия поставок». Из-за финансовых трудностей они уже закупают меньше товаров у производителей. «Товаропроводящая цепочка от таможенного склада до аптечной полки грозит выйти из строя, тогда темпы роста предложения снизятся», – полагает Давид Мелик-Гуссейнов из «Фармэксперта». Нельзя исключать повышения цен на лекарства, на некоторое время могут опустеть полки в аптеках.
В банкротстве сетей поставщики не заинтересованы – рынок не сможет развиваться без торговых посредников. «Но даже если предположить, что кто-то из них не сможет рассчитаться по своим обязательствам, риск банкротства одного дистрибьютора не будет фатален для любого из производителей, – размышляет Иван Глушков из «Нижфарма». – Мы работаем с несколькими десятками компаний».
В отличие от закредитованных аптечных сетей (так, долг «36,6» составляет $242,4 млн при отрицательном показателе EBITDA за 9 месяцев в $12,3 млн) российские производители лекарств заявляют о низкой долговой нагрузке, которую можно даже и не рефинансировать – компаниям посильны выплаты по кредитам из оборотных средств. Так, на балансе у «Фармстандарта» на 30 июня 2008 года висел долг в $60 млн, а у «Верофарма» – $19 млн на 30 сентября. Обе компании недавно опубликовали операционные результаты за 9 месяцев, показав неплохую динамику. Так, выручка «Фармстандарта» увеличилась на 34% до $433 млн, у «Верофарма» - на 42% до $128 млн.
Основной тезис, двигающий фармрынком: «Лекарства – товар неэластичного спроса». Но по некоторым категориям товаров снижение продаж уже происходит. Так, объем рынка биологически активных добавок (БАД) снизился в августе на 9% по сравнению с июлем. Аналитики отмечают падение спроса на товары lifestyle – препараты для похудания, омоложения и прочей «экзотики». «Производителям, работающим в этом сегменте, придется скорректировать продуктовый портфель, – отмечает аналитик RMG Андрей Федоров. – Но это не грозит российским «Верофарму» и «Фармстандарту», потому что они не выпускают таких препаратов».
«Возможно, продажи БАД падают из-за того, что аптеки оптимизируют свой ассортимент, – размышляет Александр Кузин из DSM Group. – По результатам 2007 года, сегмент косметики показал очень хорошие результаты в аптечных продажах, скорее всего, ритейлеры расставили иначе приоритеты, отдав предпочтение более «модному» направлению».
Эксперты прогнозируют, что покупатели из малообеспеченных слоев населения станут больше покупать отечественные дешевые препараты вместо импортных. «Хотя существенного сдвига в сторону российской продукции не будет, доля людей с низкой покупательской способностью невысока», – отмечает Давид Мелик-Гуссейнов.