Коммерсантъ, «Нанотехнологии. Первая кровь»
05.12.2008
Самым прибыльным в мире объектом венчурного инвестирования в области нанотехнологий являются медицинские проекты. В России же венчурные инвесторы пока более успешны в других областях. Впрочем, несколько интересных наномедицинских разработок, к примеру связанных с целевой доставкой лекарственных веществ в пораженные болезнью органы, в стране уже имеется.
Плазменный фильтр
Директор по инфраструктурным программам в биомедицине госкорпорации «Роснано» Татьяна Николенко приводит мировые данные исследовательской компании Lux Research Inc.: «Шесть из 14 нанотехнологических компаний, вышедших к 2007 году на IPO, относятся к сектору здравоохранения. Венчурные инвестиции в эти компании дают в среднем 14-кратный возврат, в то время как в следующем за здравоохранением секторе электроники и IT возврат только пятикратный. Из $702 млн венчурных инвестиций 2007 года лишь 27% приходится на сектор здравоохранения, при этом на долю компаний данного сектора приходится 77% средств, возвращенных инвесторам». В России венчурное инвестирование недостаточно развито, кроме того, поскольку за рубеж уехало много талантливых молекулярных биологов и генетиков, в стране пока немного проектов подобного рода. Один проект в области наномедицины уже получил одобрение «Роснано». Наблюдательный совет госкорпорации рекомендовал правлению утвердить инвестиционную сделку по финансированию проекта «Разработка, проектирование и строительство высокотехнологичного научно-производственного комплекса «Бета» по производству медицинской техники». Проект «Бета» предусматривает создание производства медтехники для каскадной нанофильтрации плазмы крови и ее очистки от вредных веществ и вирусов. Разработчики «Беты» предполагают с помощью плазмафереза проводить лечение таких заболеваний, как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, сердечная недостаточность, острые отравления. Преимущество новой технологии перед традиционным плазмаферезом в том, что фильтрация проводится на плоских трековых мембранах каскадным методом, что позволяет, удаляя вирусы и вредные белки, сохранить компоненты крови. Новая технология намного дешевле используемой сейчас технологии волоконной фильтрации. «Роснано» намерена внести в уставный капитал компании-разработчика проекта «Трекпор Технолоджи» 1,29 млрд руб. и получить за это долю 47,92%. Работу по «Бете» будет вести дочерняя компания «Трекпор Технолоджи» — «Нано каскад», которая зарегистрирована в Дубнинской особой экономической зоне. Производственный комплекс проекта предполагается запустить в 2009-2011 годах, а через четыре с половиной года после начала инвестиций «Трекпор Технолоджи» планирует выйти на плановый объем выпуска продукции и доходность не менее 35% годовых. «Роснано» рассчитывает через год после выхода «Беты» на проектную мощность выйти из капитала «Трекпор», продав свою долю другому инвестору.
Экспресс-доставка
Еще несколько проектов связано с использованием платформенных технологий в разработке лекарственных средств, которым в России занимается ЦВТ «ХимРар» (в мире в этом направлении ведут исследования около 200 компаний). Генеральный директор ЗАО «Исследовательский институт химического разнообразия» (входит в ЦВТ «ХимРар») Дмитрий Кравченко объясняет, что платформенные технологии — это способы получения готовой лекарственной формы, в которой используется какой-либо универсальный способ модификации действующего вещества или самой формы. «Пожалуй, самыми распространенными платформенными технологиями являются микрокапсулирование, а также технологии получения матричных, многослойных, оболочечных таблеток и капсул. В ИИХР мы разработали и сейчас патентуем платформенную технологию создания наноразмерных комплексов действующих веществ с биосовместимыми и биодеградируемыми синтетическими и природными полимерами. Наноформулировка может приводить к увеличению активности препарата в два-четыре раза, а также к появлению более выраженных терапевтических свойств. Применение разработанной технологии незаменимо, к примеру, когда нужно использовать труднорастворимые лекарственные средства, снизить побочные эффекты и улучшить терапевтические показатели»,— говорит господин Кравченко.
«ХимРар» провел доклинические исследования новых лекарств, вернее, лекарств в новых наноупаковках (например, таксол или нурофен пролонгированного действия). По поводу проектов, которые предусматривают клинические исследования этих препаратов, ведутся переговоры с «Роснано».
Платформенные технологии контролируемого высвобождения лекарств актуальны для направленной доставки высокотоксичных противоопухолевых лекарственных веществ. Традиционные онкологические препараты равномерно распределяются по всему организму: попадают в очаги болезни и в здоровые органы. Проблему можно решить при помощи направленной доставки лекарственного вещества вместе с биодеградируемым полимером. Тогда лекарство высвобождается не моментально, а по мере деградации полимера. Но есть еще более продвинутые методы целевой доставки лекарства при помощи наночастиц генетического материала, ДНК или РНК. Частицы размером около 200 нанометров или немного меньше могут выйти из кровотока только в местах воспаления — там, где у капилляров расширены поры.
Во время путешествия по кровотоку наночастицы могут обрастать белками плазмы крови, их поглощают иммунные стражи — макрофаги. Для продления срока пребывания наночастиц в организме к ним прикрепляют полимерные цепочки. Еще один вариант — прикрепление к наночастице антител опухолевых клеток, которые знают дорогу к мишени, и антибиотика, который уничтожит злокачественное образование.
Проект в области создания систем направленной доставки лекарств при помощи нанолипосом разрабатывает кафедра биотехнологии Московского института тонких химических технологий. Ученые конструируют липосомный противораковый препарат, в котором термочувствительные липосомы завернуты в полимер и снабжены антителами, определяющими «адрес доставки». Сейчас группа профессора Александра Каплуна совместно с Онкологическим центром и Институтом биоорганической химии РАН выходит на биологические испытания нанолекарства.
Также «Роснано» интересуют разработки в направлении программируемого высвобождения активной молекулы лекарственного вещества с помощью молекул-дендримеров (их структура похожа на разветвленное дерево), которые тоже можно использовать в качестве транспортировщиков лекарственного вещества. Или создание аэрозольных вакцин на нанолипидных платформах. Разработкой таких вакцин серьезно заинтересовались в США, так как они продемонстрировали ряд несомненных преимуществ по сравнению с инъекционными вакцинами. Фарминдустрия сейчас остро ощущает влияние мирового кризиса: инвесторам становится все труднее выполнять свои финансовые обязательства. Это приводит к тому, что в «Роснано» обращается новая категория заявителей — крупные западные фармацевтические компании, которые уже провели доклинические исследования и хотят получить инвестирование для дорогостоящих клинических исследований. Татьяна Николенко считает, что такие предложения интересны госкорпорации, если в рамках выполнения проектов будут созданы новые производства и сотрудничество с отечественными фармпроизводителями будет основано, к примеру, на кросс-лицензировании.
По словам Татьяны Николенко, в ближайшее время на рынке можно ожидать появления онко- и противовирусных препаратов с целенаправленной доставкой — эти лекарства показали свою эффективность в испытаниях на животных. «Корпорация активно участвует в отборе и развитии таких проектов в России. Важно создать среду, инфраструктуру, в которой людям было бы интересно и выгодно развивать проекты даже в отсутствие прямых инвестиций со стороны «Роснано». И созданием такой инфраструктуры мы тоже активно занимаемся».