Российские вести, «Больше таблеток, хороших и разных»
18.12.2008
Чем будем лечиться в ближайшем будущем
Заморозить цены на лекарства, закупаемые государством для льготных программ лекарственного обеспечения, предложил глава Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Николай Юргель. Обоснованием данной меры послужил, понятное дело, все тот же мировой экономический кризис.
Заявление Николая Юргеля прозвучало в ходе заседания Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья. Собравшиеся обсуждали проблемы, которые уже возникли или могут возникнуть с обеспечением дорогостоящими препаратами тех больных, которые получают их в рамках для государственной программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС). Пока ситуация здесь вроде бы удовлетворительная, если верить статистике, приведенной руководителем Росздравнадзора. Однако есть и поводы для беспокойства.
В прессе появились сообщения о снижении объемов импорта лекарственных средств в Россию. «Это сугубо статистическое явление, которое требует тщательного анализа с учетом множества составляющих, - тут же отреагировал Исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимир Шипков. – Как руководитель ассоциации, представляющей интересы зарубежных производителей, могу заявить, что версия об «уходе с российского фармацевтического рынка», которую выдвинуло одно из изданий, безосновательна и некорректна. Никто из международных производителей не уходит с российского фармацевтического рынка».
«Несмотря на сохраняющуюся задолженность государства перед поставщиками лекарственных средств, на сегодняшний день ситуация в большинстве регионов стабилизировалась, - в свою очередь заверил Николай Юргель. - В контексте предпринимаемых Минздравсоцразвития мер можно с уверенностью говорить о том, что задолженность будет погашена. Следует отметить тот факт, что ни один из участников программы не вышел из нее, хотя это можно было сделать относительно спокойно в мае, когда Росздравнадзор пересмотрел в сторону снижения цены на лекарственные средства. В сложившихся условиях предпосылок для дальнейшего снижения импорта лекарственных средств нет».
Но если бы было все так просто. С 1 января 2008 года на смену федеральным конкурсам пришли региональные закупочные аукционы с целью минимизировать расходы бюджета и сделать программы лекарственной помощи более эффективными. Хотя на аукционах основным критерием отбора является как раз цена, их условия пишутся <под препарат> или <под конкретного производителя>, который в итоге соревнуется сам с собой. В итоге государство закупает оптом препараты по стоимости, которая превышает розничные цены в коммерческих аптеках, сообщают российские издания. Эксперты указывают, что при нынешней системе закупочных аукционов производители (80% объемов закупок по госпрограммам составляют импортные препараты) имеют возможность диктовать цены и манипулируют дистрибьюторами, делая самым приближенным значительные скидки. <Коридор цен> должен объявляться государством на какое-то определенное время и пересматриваться в зависимости от обстановки на рынке, иначе бюджетные траты будут несоразмерными, считают специалисты.
И еще один нюанс. По словам главы Росздравнадзора Николая Юргеля, его ведомство <проводит целенаправленную работу по привлечению к участию в программе ОНЛС отечественных производителей лекарственных средств>. Так, например, в перечень был включен, наряду с импортным, гормон роста, изготовленный в России, а также другие российские дженерики (лекарственное средство, которое выпускается без лицензии компании-разработчика инновационного лекарственного средства и размещается на рынке после окончания срока действия патента или других исключительных прав). Но дженерик и оригинальный препарат - это далеко не одно и то же.
Создать лекарство с нуля стоит не просто дорого, а очень дорого. Необходимыми обязательными составляющими любого успешного проекта являются: оригинальная идея и ее научно-экспериментальное обоснование; доступность технологических решений; баланс эффективности безопасности препарата, доказанный в многофазных исследованиях у людей. За последние десятки лет была сформулирована концепция <доказательной медицины>, принятая во всем цивилизованном мире и являющаяся фундаментом любых научно-практических разработок.
Создание доказательной базы, подтверждающей перспективность разработок, - трудоемкий процесс, занимающий не один год. Однако эти титанические усилия не так часто оказываются успешными. В подавляющем большинстве случаев собрать положительные данные, позволившие выход препаратов на рынок, не удается. В таком случае годы работы и средств с точки зрения экономики оказываются потрачеными впустую. При этом цикл только клинических исследований нового лекарства занимает 15 - 17 лет, а в общей сложности производитель затрачивает в среднем 897 миллионов долларов (2006 год), что на сегодня по карману лишь мировым фармацевтическим концернам. Понятно, что расходы, связанные с разработкой, составляют значительную долю стоимости каждого нового препарата.
Дженерики позволяют значительно сэкономить. Но воспроизведенные препараты очень часто являются устаревшими, так как по законам права собственности на оригинальный препарат истекают только через 17 лет после его выхода на рынок. Кроме того, такая экономия вредна для здоровья. Российская практика показывает, что наш отечественный производитель с трудом выдерживает нужный технологический цикл. Простой пример. В 2005 году фармакологи сравнивали действие оригинального препарата, снижающего давление, с действием нескольких дженериков. Если при его использовании для оказания определенного эффекта достаточно было 12 миллиграммов, то воспроизведенные препараты оказывали аналогичное действие в дозах от 15 до 36 миллиграммов. Поэтому, назначая дженерик, врач не знает, на какую выраженность лечебного действия он вправе рассчитывать.
Конечно, было бы преувеличением говорить о том, что дженерики по определению опасны для здоровья пациентов. Но в тех случаях, когда речь идет о серьезных болезнях, только оригинальное лекарство может по-настоящему помочь страдающему человеку. 5 декабря председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал постановление, которым утвердил Программу государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи на 2009 год. В среднем на одного пациента государство потратит 7600 рублей. Крайне важно, чтобы эти средства были, в том числе, потрачены на закупку лекарств, которые действительно помогают людям стать здоровыми.